Логопед

2

ЛОГОПЕДИЯ это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово),пайдео (воспитываю, обучаю) — ив переводе означает «воспитание правильной речи».

ЛОГОПЕД — это специалист, занимающийся профилактикой и коррекцией нарушений устной и письменной речи.

Причины возникновения этих нарушений и их виды весьма разнообразны. У некоторых детей наблюдаются нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, у других – интонационные расстройства. Все эти проблемы, если их вовремя не исправить с помощью логопедических занятий, могут остаться на всю жизнь и способствовать появлению трудностей в общении с окружающими людьми,  а в дальнейшем влекут изменения личности, приводят к закомплексованности.

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Правильная речь - это залог морального и физического благополучия вашего ребенка, а также успех и полноценная самореализация в дальнейшей жизни!!!

Все мы понимаем, что связная, красивая, с приятными интонациями речь говорит о полноценном развитии: здоровой нервной системе, здоровой спине, о красивых здоровых зубах и ясном уме. Человек с такими качествами всегда открыт для общения и успешен. Для ребенка это не мало важно, уже  с самого раннего развития, как и  в общении со сверстниками, педагогами и близкими, родными ему людьми, чем четче ребенок выразит свою мысль и внятнее её произнесет, тем увереннее он будет в том, что его поймут окружающие и захотят с ним общаться как с собеседником. Также это повысит самооценку ребенка и в дальнейшем, будет поддерживать стремление к саморазвитию. 

логопед

Направления работы логопеда:

  • Помощь неговорящим детям (если ребёнок в 2 года не говорит, говорит на своём языке, использует жесты вместо речи, лепетные слова или звуки).
  • Помощь детям 3-х, 4-х, 5-ти лет с неразборчивой, плохо понятной окружающим речью. Коррекция звукопроизношения.
  • Коррекция звукопроизношения.
  • Помощь заикающимся детям.
  • Расширение словарного запаса и формирование правильного грамматического строя речи (накопление словаря, построение фраз, употребление предлогов, окончаний слов).
  • Обучение грамоте, чтению, письму, составлению рассказа, пересказа.
  • Проблемы с письмом и чтением у школьников (пропуски, перестановка букв; нелепые ошибки – не дописывает окончания; забывает ставить точки; не применяет выученные правила написания).

Работа логопеда может строиться в зависимости от сложности и устойчивости нарушений речевого развития:

  • индивидуально;
  • в групповой форме.

В каких случаях родителям следует обратиться к логопеду:

  • Имеются нарушения звукопроизношения: когда речь ребенка неразборчива и непонятна, ребенок неправильно произносит звук, до подросткового возраста сохранилось неправильное звукопроизношение (в простонародье косноязычие, картавость, шепелявость и другие нарушения произношения).
  • Дислалия - это когда у ребенка нормальный слух, достаточный словарный запас, он правильно строит предложения, не допуская грамматических ошибок, но при этом произносит звуки по-детски, допускает ошибки такие как например: вместо рыба-.ыба, параход- паход, шар-ша. . При дислалии звуки могут искажаться, заменяться на другие, смешиваться или просто отсутствовать. При своевременной логопедической помощи, дислалия быстро и безвозвратно компенсируется у детей. Есть несколько форм дислалии.
  • Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата, расстройство артикуляции. Оно возникает, когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Прежде всего, ограничен в движениях основной орган артикуляции – язык. Затруднено движение и других частей речевого аппарата (губ, неба, голосовых связок, диафрагмы). Речь дизартрика невнятна, непонятна для окружающих, «каша во рту». Допускаются ошибки такие как например: вместо милиционер-митионер, мишка-мифка, миска-мишка, клубника-кумника и т.д. Классификация клинических форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения мозга. Дети с различными формами дизартрии отличаются друг от друга специфическими дефектами звукопроизношения, голоса, артикуляционной моторики, нуждаются в различных приемах логопедического воздействия и в разной степени поддаются коррекции.
  • Ринолалия - (от греческого rhinos— нос; lalia— речь) — это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата и характеризующееся своеобразным сочетанием неправильной артикуляции звуков и голосовых расстройств. Характерным для ринолалии является патологическое изменение тембра голоса. Именно поэтому прежнее название ринолалии – гнусавость. Кроме того, при ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи. В целом речь при ринолалии мало разборчива, монотонна.
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) - это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы (речевая функция неполноценна целиком – фонематическая, лексическая (словарный запас), грамматическая (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях)) стороны языка.
  • Фонетико-фонематическое недоразвития речи (ФФНР) - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия фонем и произношения звуков.
  • Задержка речевого развития (ЗРР) - уместна по отношению к детям раннего возраста. Примерно до пяти лет остается надежда на доразвитие нервных структур, ответственных за речь. Дети с задержкой речевого развития осваивают необходимые речевые навыки так же, как и дети без проблем в речевом развитии, но в более поздние сроки. У них позже, чем положено в среднестатистические сроки, появляется речь, и развивается она медленнее, чем у других детей.
  • Мутизм – это отказ от речевого общения при отсутствии органических поражений речевого аппарата. В основе лежит реакция организма на резкий психический раздражитель (испуг, обида, конфликт, психическая травма, непосильное требование). Наблюдается главным образом в детском возрасте и чаще возникает у застенчивых, робких, физически ослабленных детей. При мутизме отсутствует как ответная, так и спонтанная речь. При этом способность разговаривать и понимать чужую речь сохраняется.
  • Элективный мутизм – избирательный отказ от речи.
  • Недостаточный словарный запас.
  • Грамматические нормы языка не усвоены, неправильно согласуются слова, ребенок не владеет связной речью.
  • Трудности в обучении чтению и формировании письмаспецифические стойкие нарушения чтения и письма: ребенок знает правило, но забывает использовать его при письме, допускает глупые ошибки, что приводит к устойчивой неуспеваемости по русскому языку; ребенок плохо читает, медленно и монотонно, с ошибками, а иногда и сам придумывает конец читаемой фразы.
  • Дислексия - это нарушение чтения при сохранном интеллекте и физическом слухе, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Проявляется в замедленности, фонетическом искажении (пропуск букв, добавление ненужных, искажение слов, замена букв местами, пропуск начальных слогов) или непонимании смысла содержания при чтении.
  • Дисграфия - это частичное нарушение письма, неспособность (или затрудненность) овладения письмом при сохранном интеллекте и физическом слухе. Это специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил (замены, пропуски, перестановка, недописывание букв, вставка лишних букв, слияние нескольких слов в одно и разделение одного слова на части).
  • Дизорфография - это проявляется в том, что ребенок испытывает стойкие трудности в овладении правилами правописания и их использовании. Многие из таких детей, даже зная правила, продолжают делать ошибки. Причина заключается в том, что они не замечают самих орфограмм, то есть тех звуков, которые звучат при произношении неопределенно, не так, как их нужно обозначать буквами.
  • Заикание - остается одним из самых непонятных и трудноустранимых нарушений речи. Традиционно определяется как нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. При заикании органы артикуляции движутся со сбоями, дыхание становится напряженным, коротким, часто заикающиеся говорят на вдохе, голос также напряжен. Отсутствует согласованность в работе артикуляции, дыхания и голоса. Основной симптом заикания – судороги мышц речевого аппарата.

Методы работы:

  • Игровые методы (игры на развитие у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, умения соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение, игры на умение определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук).
  • Творческие методы (разыгрывание сюжета, театр, работа со сказками, пение, работа с телом, режиссура).
  • Артикуляционная гимнастика (включает упражнения, похожие на упражнения обычной гимнастики, только предназначены они для органов артикуляции. Тренировка подвижности и точности работы органов артикуляции – языка, губ, маленького язычка (небной занавески) – являются одними из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. Наиболее подвижным органом артикуляции, от которого зависит качество произношения звуков, является язык. Большая часть упражнений артикуляционной гимнастики относится именно к языку как наиболее рабочему органу.
  • Логопедический массаж (расширенный и локальный варианты).

        Желаем здоровья Вам и Вашему малышу!!!